VK_092

"Атака" на Подмосковье

Ритейл- сеть "Атак" подконтрольная французской Auchan, намерена открыть более 120 супермаркетов в Подмосковье до 2018 (30-40 из которых - объекты капитального строительства) с объемом инвестиций свыше 35 млрд рублей. Успешная реализация планов развития, по мнению руководства компании, позволит увеличить налогооблагаемую базу более чем в три раза (с 0,6 до 1,8 млрд рублей в год). Стратегию развития ритейлера в регионе обсудили наши эксперты.

Как вы оцениваете заявленный размер инвестиций и сроки реализации программы по экспансии в регионе?

Максим Палт , старший консультант отдела исследований рынка CBRE

Объем инвестиций выглядит даже слегка завышенным. 290 млн рублей в открытие одного магазина ближе к верхней границе среднего объема инвестиций в супермаркет площадью 1 -1,5 тыс. кв. м. При этом у компании весьма амбициозные планы по открытию 40 объектов в год. Учитывая, что интерес к Подмосковью сейчас проявляют многие FMCG-ритейлеры, основная сложность для сети "Атак" будет заключаться в поиске подходящих локаций для своих супермаркетов.

Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL

Сроки реализации выглядят вполне реальными. Фуд-операторы порой озвучивали куда более амбициозные планы в отношении сроков развития.

Оксана Мостяева, старший директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield

Заявленной суммы будет достаточно для строительства планируемого количества объектов. Хотя, конечно, на стоимость влияют множество факторов, неизвестных нам, например, элементарно площади объектов, поэтому нельзя вычислить ее точно. Что касается сроков, на наш взгляд, планы по открытию еще девяти торговых комплексов до конца года являются достаточно оптимистичными, ведь на строительно- монтажные работы супермаркета необходимо от четырех до шести месяцев. Все зависит от стадии ремонтных работ, если она на данных девяти точках сейчас на продвинутой стадии, то шансы по открытию увеличиваются. План по открытию 120 точек до конца 2018 года, при наличии 80 уже открытых в 2015, вполне осуществим при правильном финансировании каждой торговой точки.

Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International Россия

Озвученный ритейлером объем инвестиций и планы по развитию сети в регионе мы оцениваем, как реалистичные. Сочетание формата магазина и ценового сегмента востребовано у населения, особенно в условиях снижающихся доходов. Параллельно с планами на активную экспансию своего основного формата - супермаркет, сеть "Атак" анонсировала запуск в Москве новой сети "магазинов у дома" - "В шаге от вас", которые будут открываться на площади 250-350 кв. м. При этом в отличие от "Атак", данные магазины позиционируются в сегменте "средний плюс", где пока единственным конкурентом для оператора выступает АВ Daily, принадлежащая ритейлеру "Азбука Вкуса". Таким образом, параллельное развитие двух форматов в различной ценовой категории позволит ритейлеру охватить широкую покупательскую аудиторию и быстро нарастить свою долю рынка.

Член совета директоров девелоперской компании "Стройинвесттопаз"

Почти двукратное расширение сети для ритейлера в перспективе двух-трех лет, на мой взгляд, не является большой проблемой с учетом потенциала Москвы и Московской области. Учитывая, что на сегодняшний день на рынке освобождается огромное количество вакантных торговых и коммерческих площадей, а продуктовый ритейл остается едва ли ни единственным высокодоходным бизнесом в сфере торговли, никаких проблем с получением по привлекательным ставкам необходимого числа торговых точек у "Атак" не возникнет.

Юрий Тараненко , директор департамента коммерческой надвижимости компании RRG

Судя по объему инвестиций - весьма значительному - речь идет об открытии новых магазинов на собственных площадках, за счет приобретения земельных участков с последующим строительством торговых объектов, либо за счет покупки уже готовых объектов. Такая стратегия позволит сети прочно "закрепиться" в определенных подмосковных локациях, и кроме того, позволит избежать манипуляций с арендными ставками и сложных переговоров с арендодателями.

Какие города региона сейчас наиболее интересны для активного развития сетевого продовольственного ритейла?

Максим Палт

Наиболее интересными являются города с комбинацией сильной покупательской способности и относительно небольшой конкуренцией. Для ориентира можно использовать показатель обеспеченности торговыми площадями в Москве, где на 1 тыс. жителей приходятся порядка 200-210 кв. м продуктового ритейла. Например, в городах-сателлитах Москвы уровень доходов выше, чем в среднем по Московской области, но и насыщенность продуктовыми сетями там уже достаточно высокая. А в более отдаленных городах, где конкуренция ниже, сдерживающим фактором будет небольшая численность населения и, следовательно, меньшая емкость рынка.

Елена Задорожная

Наиболее приоритетными локациями для развития сетевого продовольственного ритейла выступают Москва и Московская область. Далее следуют Центральный федеральный округ, а также города-миллионники. В целом все эти локации востребованы у фуд-ритейлеров всех форматов и всех ценовых сегментов.

Оксана Мостяева

Однозначно, им следует заходить в районы, отдаленные от Москвы, где конкуренция будет наименее ощутима. В городах, близких к областному центру, например, в Одинцово, сегмент развит очень хорошо, здесь конкуренты проекта давно присутствуют на рынке, они хорошо известны клиенту и пользуются стабильным спросом.

Анна Никандрова

Затрудняюсь ответить.

Член совета директоров девелоперской компании "Стройинвесттопаз"

Что касается наиболее привлекательных городов, то в МО сейчас, в первую очередь, борьба идет за перспективу, а именно за активно растущие небольшие города, прирастающие за счет строительства новой загородной и жилой недвижимости (таунхаусов). По мере того, как платежеспособное население все больше и все дальше уходит из Москвы, потребность ранее слишком удаленных, чтобы быть привлекательными, населенных пунктов в ритейле будет расти. Стоит отметить, что в ближайшие годы за села и деревни может развернуться настоящая борьба, поскольку уже сейчас пропал фактор сезонности, когда еще четыре-пять лет назад с окончанием дачного наступал "мертвый" сезон, и ритейл также замораживал торговлю. Сейчас этого не происходит.

Юрий Тараненко

Наиболее интересными для открытия новых продовольственны х магазинов в Подмосковье могут считаться города с населением численностью не менее 20 тыс. человек.

Как вы оцениваете текущие позиции сети в регионе?

Максим Палт

"Атак" представлен в порядка 30 городах Подмосковья, покрывая как сателлиты Москвы, так и более отдаленные города. Основными конкурентом по формату являются сеть "Перекресток", однако в небольших городах конкуренцию будут оказывать и магазины шаговой доступности ("Магнит", "Дикси").

Елена Задорожная

В сравнении с такими конкурентоспособными сетями, как "Дикси", "Виктория", "Перекресток", "Лента" и другими, "Атак" не отличается самой сильной позицией на рынке, однако особенностью этого оператора являются инвестиции в строительство собственных магазинов. Остальные вышеупомянутые конкуренты, как правило, арендуют площади под свои магазины, но не строят их.

Оксана Мостяева

Позиции сети супермаркетов "Атак" в регионе являются достаточно сильными, они довольно активно набирают обороты и постоянных покупателей, тем самым становясь все более устойчивыми. Безусловно, основные конкуренты, а именно сети магазинов "Пятерочка", "Магнит" и "Дикси", также не стоят на месте, они активно развиваются и имеют давно сложившиеся стойкие позиции на рынке потребителя в регионе. Победителем станет только та сеть , которая предоставит покупателю хорошее качество товара по доступной цене.

Анна Никандрова

Магазины "Атак" работают в сегменте дискаунтеров, а средняя площадь открываемых магазинов составляет 1,1 тыс. кв. м, при этом в портфеле ритейлера есть объекты от 600 до 6 тыс. кв. м. С точки зрения формата, основными конкурентами сети по количеству действующих магазинов (то есть по покрытию) в Москве выступают "Перекресток" (166 объектов), Billa (72 объекта) и "Азбука Вкуса" (65 объектов). Однако если рассматривать сеть с точки зрения ценового сегмента и ассортиментной матрицы, то основным конкурентом для ритейлера все же является сеть "Магнит".

Член совета директоров девелоперской компании "Стройинвесттопаз"

Компания развивается в регионе довольно динамично. Я думаю, что планам "Атак" не помешает даже развитие сетей конкурентов, в первую очередь, "Магнита" и X5 Retail Group, поскольку конкуренции за площади сейчас практически нет.

Юрий Тараненко

Прежде всего, стоит отметить один важный момент со знаком "плюс": если французская сеть заявляет о столь масштабной экспансии на территории нашей страны, то это уже очень позитивная новость для всего рынка, учитывая сегодняшние непростые взаимоотношения России с цивилизованной Европой. Основным конкурентом "Атака" в области является сеть "Магнит" - обе работают в формате дискаунтера. "Перекресток", "Лента", "Виктория", и прочие все-таки относятся к более высокому ценовому сегменту.

Поделиться:
Вернуться к списку
Обратная связь
Данные будут обработаны согласно Политике обработки персональных данных.