VK_092

Дайджест газеты "Известия" от 18 февраля 2015 года (часть III)

ГОСГРАНИЦУ С ЮЖНОЙ ОСЕТИЕЙ ЗАФИКСИРУЮТ ОФИЦИАЛЬНО
Главы МИД Российской Федерации и Южной Осетии 18 февраля в Москве подпишут двустороннее соглашение о государственной границе. Кроме того, будут обсуждены перспективы дальнейшего укрепления дружественных отношений между двумя странами и пути укрепления мира и безопасности в этом регионе. Министры наметят меры по совершенствованию внешнеполитического взаимодействия, в том числе обсудят и проект договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции.
В пресс-службе МИД Южной Осетии со ссылкой на министра Давида Санакоева "Известиям" пояснили, что была проведена большая работа над этим соглашением - был детально проработан каждый пункт документа. Совместная работа делегаций по делимитации госграницы началась еще в 2010 году, и ее результатом явился подготовленный к подписанию документ. Он станет одним из 80 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений между Россией и Южной Осетией. Договор о государственной границе еще раз свидетельствует о поступательном развитии дружественных, добрососедских и равноправных отношений суверенных государств - Российской Федерации и Республики Южная Осетия. 
Давид Санакоев заявил, что Южная Осетия готова также провести переговоры об определении общего положения и направления государственной границы с Грузией, но грузинская сторона не высказывает желания вести какие-либо переговоры. 
- Я хочу еще раз подчеркнуть, что Южная Осетия готова к аналогичной работе и с другим соседним государством, Грузией, и неоднократно, в том числе и через международные организации - Евросоюз, ООН, ОБСЕ, - предлагала грузинской стороне приступить к совместной работе по делимитации и демаркации государственной границы. Однако грузинские власти отказываются обсуждать вопросы по определению линии прохождения границы. В связи с этим Южная Осетия приняла решение проводить работы по обустройству государственной границы с Грузией в одностороннем порядке, - заявил министр иностранных дел.
По мнению эксперта по Южному Кавказу Андрея Арешева, речь идет о подписании нового договора между Россией и Южной Осетией о создании единого военного контура безопасности. Примерно то же самое было в процессе подготовки аналогичного договора между Россией и Абхазией в конце прошлого года. Очевидно, что перед Южной Осетией стоят те же проблемы, что стояли и в случае Абхазии, - это вопрос безопасности в самом широком смысле, в частности проблемы безопасности границы. 
- Как мы знаем, вопрос о границе Южной Осетии с Грузией в прошлом становился камнем преткновения. Ни для кого не секрет, что границы Южно-Осетинской автономной области в составе Советского Союза и Грузинской ССР не были должным образом лимитированы, поскольку смысла этому в административно-хозяйственном отношении не было. Но когда условия изменились и этот вопрос встал в полной мере, нужно было искать решение. То, что Южная Осетия является независимым государством, а охрана ее границ осуществляется силами республики, создавало почву для конфликтов. И если у них с Грузией сложные отношения, то с Россией - все в порядке. Просто пришло время официально зафиксировать границу, - уверен политолог.
Что касается интеграционных процессов, то они идут по различным направлениям. Так, накануне подписания договора состоялось закрытое совещание при участии полпреда президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, на котором обсудили социально-экономическую часть проекта договора между РФ и Южной Осетией о союзничестве и интеграции. 
- Это вопросы, касающиеся социально-экономического развития республики. Мы не берем политическую составляющую - наши вопросы связаны, в частности, с выделением финансовых средств, которые сейчас необходимы республике, - заявил "Известиям" пресс-секретарь полпреда.
Эксперты считают, что договор о госгранице представляет собой технический документ, который принимается всеми без исключения странами, чтобы зафиксировать прохождение границы между государствами. Более интересен готовящейся политический договор между Южной Осетией и Россией о сотрудничестве и интеграции, о котором также пойдет речь в ходе встречи министров иностранных дел.
В опубликованном проекте документа от 12 января 2015 года, подготовленном Политсоветом при президенте Республики Южная Осетия, обозначены военно-политические векторы сотрудничества. Хотя проект уже подвергся критике в республике, он уже направлен в Москву для обсуждения. Спикер южноосетинского парламента и руководитель партии "Единая Осетия" Анатолий Бибилов заявил, что его партия, которая имеет в парламенте большинство мест, предложила альтернативный вариант, в соответствии с которым основные органы власти республики переходят под контроль Российской Федерации. 
Согласно документу, в преамбуле проекта договора сделан акцент на необходимости совместного "преодоления последствий военной агрессии, совершенной Грузией против Республики Южная Осетия в августе 2008 года", кроме того, в нем говорится о реальной угрозе миру и безопасности в регионе. По этой причине предполагается, что стороны будут формировать единый контур внешней обороны и безопасности. Только в этой редакции силовые ведомства республики не переходят под юрисдикцию Москвы, но составляют объединенную группировку войск (сил). Остаются осетинскими и таможенные органы.
Согласно проекту договора, стороны проводят согласованную внешнюю политику, предполагающую взаимный учет и защиту интересов обеих стран, граждане одной страны имеют право на получение гражданства другой по упрощенной процедуре. Кроме того, отменяются ограничения по срокам пребывания граждан, предусмотренные соглашением между правительством РФ и правительством Республики Южная Осетия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Южная Осетия от 1 февраля 2010 года.
Отдельно речь идет и об объединенной группировке войск, которая должна стать гарантом мира в регионе. Для достижения оперативной совместимости Вооруженных сил Республики Южная Осетия с Вооруженными силами РФ стороны обязуются провести модернизацию Вооруженных сил Республики Южная Осетия, в том числе унификацию стандартов военного управления, материально-технического обеспечения, денежного довольствия и социальных гарантий военнослужащих, а также организовать оснащение Вооруженных сил Южной Осетии современными видами вооружения. Более того, граждане республики вправе проходить военную службу в составе воинских частей и соединений Вооруженных сил РФ, дислоцированных на территории Республики Южная Осетия.
Важным является и то, что с момента подписания договора пункты таможенного контроля пропуска через госграницу между Россией и Южной Осетией упраздняются. Таким образом, будет осуществляться свободное перемещение людей, транспорта и товаров через государственную границу между странами. Предполагается, что такой договор будет заключен на 10 или 25 лет в зависимости от желания сторон, а согласовать его должны уже в середине марта.
Секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина рассказала "Известиям", что интеграция Южной Осетии с Россией имеет довольно сложные препятствия в виде глобальных политических изменений и в связи с продолжением эскалации конфликта на территории Украины. Южная Осетия всегда хотела объединиться с Северной в составе Российской Федерации.
- Они в принципе не предполагали, что будут самостоятельным государством. То есть послевоенное устройство считалось переходным этапом. То, что на выборах победила партия "Единая Осетия" с программой проведения референдума о вхождении в состав России, никого не удивило. И это не 50%, а все 97%, которые хотят быть в России. Потом было упущено время, когда после крымского прецедента можно было быстро провести референдум, - сказала эксперт. 
Яна Амелина подчеркнула, что ключевой ошибкой интеграционного процесса стало его проведение по абхазскому сценарию, поскольку государственность Абхазии всегда строилась на идее независимости и никогда вопрос о присоединении не стоял на повестке дня. 
- Даже в самые тяжелые годы Абхазия говорила об ассоциативных отношениях, а не о вхождении в состав России. Вдруг осенью прошлого года к ним приезжают российские чиновники и предлагают подписать договор об интеграции. А Южной Осетии, которая хочет в Россию, ничего подобного не предлагают. Пишутся различные проекты, и тот, что сейчас предполагается подписать, - это, по сути, расширенный договор 2008 года. Там есть некоторые углубленные моменты интеграции, но это все и так есть. Но главное не это, а то, что люди хотят нормальной интеграции, а не какого-то очередного договора. Ситуация меняется, и в данном случае следует решать проблему глобально, а не полумерами, - уверена эксперт по Кавказу. 
По ее мнению, сейчас в Южной Осетии существует определенный общественно-политический пессимизм, связанный с подписанием договора о сотрудничестве и интеграции. 
- После договора будет очень трудно возвращаться к теме воссоединения, потому что скажут: "Сколько можно к этому возвращаться, если вот только подписан договор". Таким образом, сам подход к такой серьезной теме мне кажется совершенно несерьезным, - подчеркнула Яна Амелина.
К БОРЬБЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ ПОДКЛЮЧАТ НКО
18 февраля Госдума в первом чтении рассмотрит поправки в закон "О некоммерческих организациях", который предполагает официальное появление нового вида НКО - организаций, ориентированных на повышение трудовой мобильности населения. Пока помощью в трудоустройстве населения в некоммерческом порядке оказывает только Государственная служба занятости.
В действующем законе об НКО в перечне видов деятельности некоммерческих организаций отсутствует содействие повышению трудовой мобильности, и такие НКО не попадают в список организаций, которым может оказываться господдержка. В перечне отмечены только 16 позиций - их количество, по словам депутатов, "увеличивается по необходимости". Так, государственную поддержку сейчас официально получают организации, занимающиеся социальной защитой граждан, подготовкой населения к преодолению последствий стихийный бедствий, оказанием помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, охраной окружающей среды и животных, охраной исторических и культурных мест, оказанием юридической помощи на безвозмездной основе, профилактикой социально опасных форм поведения граждан, благотворительной деятельностью, деятельностью в социальной сфере (образования, культура, наука, здравоохранение и другие), формированием в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитием межнационального сотрудничества, патриотическим воспитанием , поисковыми работами, профилактикой пожаров, социализацией мигрантов, реабилитацией наркозависимых.
Суммы, которые выделяются на поддержку НКО, достаточно значительные: по словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2012-2014 годах на поддержку социально значимых проектов НКО в рамках президентских грантов было выделено 7,5 млрд рублей, а в 2015 году будет выделено дополнительно еще 765 млн рублей.
В Госдуме "Известиям" пояснили, что введение нового вида НКО - это не более чем вопрос систематизации.
- Для всех создаются равные условия и возможности равного финансирования. Просто мы принимаем каждый раз отдельный закон по каждому НКО - допустим, социально ориентированные НКО, которые занимаются вопросом трудовой миграции, патриотическим воспитанием, потому что, к сожалению, правительство не смогло сформировать единый пакет всех НКО. Было бы правильно принять пакетом все это - по финансированию, по их деятельности, - пояснил "Известиям" собеседник в Госдуме.
В связи с отсутствием единого пакета всех видов НКО перечень некоммерческих организаций постоянно расширяется.
- Нет никакой персонификации, понятное дело, что на различного рода деятельность требуется различное финансирование. Это обсуждаемый вопрос, но все это и так заложено в бюджете. Необходимо, чтобы каждая из этих организаций работала в соответствии с российским законодательством, - добавил источник.
Если депутаты признают НКО, работающие в сфере обеспечения трудовой мобильности населения, социально ориентированными, организации получат право на поддержку со стороны властей и органов местного самоуправления. Им будут оказывать финансовую, имущественную, информационную и консультационную помощь, а также помощь в образовании сотрудников. Кроме того, таким организациям предоставят налоговые льготы.
Законопроект (инициатива реализована в рамках плана мероприятий по повышению мобильности граждан РФ на 2014-2018 годы, утвержденного распоряжением правительства) еще осенью прошлого года был разработан Министерством экономического развития и одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Председатель правительства Дмитрий Медведев отмечал, что государство заинтересовано в том, чтобы любой человек имел возможность найти ту работу, которая отвечала бы его запросам и с точки зрения интереса к профессии, и, конечно, с точки зрения заработной платы. По словам премьера, экономика целого ряда регионов остро нуждается в рабочих руках в самых разных сферах.
- Поэтому мы всячески помогаем тем, кто решается на переезд в связи с новой работой. Многие социально ориентированные некоммерческие организации участвуют в реализации этой политики, - уточнял Дмитрий Медведев.
Зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Обухов (КПРФ) рассказал "Известиям", что парламентарии обсудят аспекты содействия повышению трудовой мобильности населения и механизмы поддержки социально ориентированных НКО, деятельность которых направлена на устранение безработицы.
- В этом законе появится новая позиция - содействие трудовой мобильности населения. Будем бороться с безработицей. У нас кризис, поэтому ищем различные пути решения проблемы, например бороться с безработицей с помощью НКО, - сказал он. - В свое время, когда были пожары, появились социально ориентированные НКО по борьбе с пожарами, теперь вот - по трудовой мобильности.
Между тем безработица в России начала расти: с 26 ноября по 24 декабря 2014 года число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 6,3%. Для сравнения - годом ранее за тот же период их число выросло на 2,8%. В 2015 году чиновники из Министерства труда ожидают вместо 950 тыс. человек, меры поддержки которых заложены в принятом федеральном бюджете, 1,6 млн безработных.
Как рассказали "Известиям" в аппарате вице-премьера Ольги Голодец, курирующей социальный блок, чтобы изменить ситуацию с безработицей в регионах, всех губернаторов предупредили, что положение на рынке труда в условиях кризиса станет главным показателем работы муниципальных и региональных властей. В связи с этим некоторые главы регионов стали занижать официальную статистику.
- Тем губернаторам, которые не боятся говорить о том, что у них проблемы в этой сфере, мы будем помогать бороться с безработицей. Собственно, для этого и задумывалось введение НКО, которые ориентированы на трудовую мобильность населения, в разряд социально ориентированных, - пояснил источник.
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, который в последнем рейтинге Фонда развития гражданского общества стал самым эффективным главой субъекта, рассказал, что отслеживает ситуацию с положением на рынке труда.
- Для Калужской области будет полезно, если будет развита трудовая мобильность россиян. Мы с удовольствием примем всех, кто приедет в наш субъект работать, - отметил он.
ФОНД КИНО ОБЪЯВИЛ КОНКУРС СЦЕНАРИЕВ О ПУТЧЕ 1991 ГОДА
Фонд кино объявил конкурс сценариев игровых полнометражных картин. Участники должны представить на суд историю, соответствующую одному из 10 утвержденных направлений.
Четыре темы связаны с грядущими юбилеями: "К 25-летию августовского путча 1991 года: мифы и реальность", "Русско-японская война 1905 года: победа, обернувшаяся поражением", "К 100-летию событий 1917 года" и "Битва за Ленинград: Невский пятачок".
Остальные темы сформулированы более общо: "Петр Первый", "Крым в истории России", "О выдающихся советских и российских ученых" и "О людях трудовых профессий", "О легендарных отечественных спортсменах и их победах" и "О дружбе народов в Российской Федерации".
По словам исполнительного директора Фонда кино Антона Малышева, темы выбраны с учетом мнения профессионалов индустрии.
- Мы изучили темы проектов, которые традиционно подают на конкурс, и пришли к выводу, что из года в год возникает некий дисбаланс. Отсутствуют сценарии на темы, которые явно могут представлять интерес для публики. Продюсеры это тоже понимают, но часто у них просто не хватает ресурсов, чтобы развивать несколько проектов одновременно. Вот, например, "Крым в истории России". Индустрия заинтересована в том, чтобы иметь хороший сценарий на эту тему. Мы провели опрос лидеров индустрии, чтобы понять, какие темы их интересуют и каких сценариев не хватает, - отметил Малышев.
Он подчеркнул, что итоговый список составлялся Фондом кино совместно с Министерством культуры. Помимо общественной важности в расчет принимались зрительские ожидания, так как фонд призван поддерживать коммерчески успешное кино.
Конкурс пройдет в два этапа. До 27 марта принимаются расширенные сценарные заявки. С авторами лучших работ будут подписаны договоры на поэпизодный план без диалогов. На втором этапе (с 22 июня по 31 августа) будет составлен новый список победителей, сценарии подвергнутся доработке с учетом рекомендаций сценарной рабочей группы и будут выкуплены фондом за счет собственных средств. В общей сложности сценарист может получить за свою работу 1 млн рублей.
На встрече с представителями кинокомпаний 13 февраля руководитель правового департамента Фонда кино Ирина Ильина предложила кинопроизводителям активно включиться в конкурс.
- В случае если заявка будет подкреплена рекомендацией кинокомпании, шансы на победу существенно увеличиваются, - отметила Ильина.
Первый сценарный конкурс Фонд кино провел в 2013-2014 годах по поручению Минкультуры. Сценаристам предлагалось затронуть сюжеты из Великой Отечественной войны, прославить достижения советской космонавтики (к 50-летию выхода А.А. Леонова в открытый космос), осветить биографии великого русского поэта М.Ю. Лермонтова и футболиста Л.И. Яшина.
Победили 22 проекта, в том числе исторический экшн об обороне Козельска во время монгольского нашествия "Злой город" Джаника Файзиева и его же (в соавторстве с Андреем Рубановым) фантастическая спортивная драма "Вратарь Галактики"; продолжение культовой трилогии "плаща и шпаги" "Гардемарины IV" Светланы Дружининой; историческая драма о побеге из концлагеря Собибор "Легенда о побеге" Александра Адабашьяна; а также новая работа Юрия Арабова "Старец-монарх", основанная на легенде о старце Федоре Кузьмиче.
АРЕНДНЫЕ СТАВКИ НА ЖИЛЬЕ В РЯДЕ РЕГИОНОВ РУХНУЛИ НА 15-17%
За 2014 год сильнее всего в России подешевела аренда жилья в Волгоградской области - на 17% (с 16 тыс. до 13,3 тыс. рублей). В Хабаровском крае ставки опустились на 16,8%, достигнув 21,4 тыс. рублей в месяц. Замыкает тройку Калининградская область, где падение составило 16,6% (15,6 тыс. рублей против 18,7 тыс. рублей в 2013 году). Такие данные приводятся в совместном исследовании Domofond.ru и Avito.ru.
При этом часть городов продемонстрировала небольшой рост средних арендных ставок (по всем предложениям) - предсказуемо больше всех подорожало проживание в Москве, где средняя цена аренды квартиры в месяц выросла с 48,1 тыс. до 51,5 тыс. рублей (рост 7,3%). Следом идет Рязанская область, где рост составил 7% и средние цены остановились на уровне в 16,5 тыс. рублей за квартиру в месяц. Санкт-Петербург занял восьмое место по росту цен (3,8%), при этом по цене аренды он уверенно занимает второе место после Москвы. Снять квартиру здесь обойдется в 32 тыс. рублей (см. таблицу).
Как отмечается в исследовании, отрицательную динамику продемонстрировало большинство регионов, поэтому средняя цена аренды жилья в России упала на 2%. Если в декабре 2013 года арендодатели просили в среднем 22 338 рублей за квартиру, то спустя год эта цифра уменьшилась до 21 944 рублей.
- Мы сравнили цены предложения на аренду квартир в декабре 2014 года с аналогичным периодом 2013-го в 69 субъектах федерации; за недостатком данных 16 остальных субъектов не рассматривались. Из 69 регионов всего в 10 наем жилья подорожал более чем на 1%, в 54 ? подешевел более чем на 1%. Ставки за месяц аренды почти не изменились (снизились менее чем на 1%) в пяти регионах. Ни в одном из рассматриваемых регионов рост цены предложения по найму жилья не превысил инфляцию, - говорится в исследовании.
Участники рынка недвижимости подтверждают эти выводы и поясняют случившееся кризисной сменой экономического поведения населения.
- Цена на аренду квартир действительно снизилась из-за неуверенности людей в будущем, неопределенности с работой. В последний раз столь очевидная динамика фиксировалась во времена последнего финансового кризиса, правда, не в 2008-м, а в 2009 году, поскольку ставки реагируют на потрясения в экономике с небольшим временным лагом, связанным со сроками истечения старых и заключения новых договоров, - говорит член совета директоров девелоперской компании "СтройИнвестТопаз". - Клиенты перестали интересоваться квартирами большей площади, переездом в центр. Кроме того, поток желающих найти работу в Москве в конце года снизился примерно на 15-20% по отношению к уровню прошлого года. Многие решили, что лучше переждать кризис у себя дома, чем отправляться на заработки в Москву.
По его мнению, владельцы квартир решили поумерить аппетиты из-за спада в экономике, и многие из них стали действовать по принципу - сдать подешевле, но с гарантией, чем ждать более состоятельного арендатора и терять время и деньги. Кроме того, как писали "Известия", рантье идут на прочие уступки - стали чаще сдавать жилье семьям с маленькими детьми и животными, принимать ремонтные работы в качестве оплаты, а также уменьшать залог.
- Регионы ощутили на себе кризис сильнее, чем в Москве, в провинции начались сокращения, традиционно хуже дела с работой, поэтому и рынок аренды сразу же начинает сдуваться, - отметил член совета директоров девелоперской компании "СтройИнвестТопаз". Также он обратил внимание на то, что cократились расходы на аренду квартир и у многих компаний, которые просто срезали эту статью социальной заботы о сотрудниках, что сразу же сказалось на сегменте дорогих квартир.
Между тем на вторичном рынке жилья цена продажи, напротив, продемонстрировала небольшой рост, который, впрочем, тоже отставал от инфляции. По подсчетам Domofond и Avito, в среднем по России жилье подорожало на 5%, что значительно ниже официального уровня инфляции (11,4%, по данным Росстата). Если в декабре 2013 года средняя цена равнялась 60 598 рублям за квадратный метр, то в декабре 2014-го ? 63 635 рублям. Активнее всего средние цены на вторичное жилье росли с января по апрель, также скачок наблюдался в октябре и ноябре.
Единственное исключение - Москва, в которой средний годовой рост цен на недвижимость составил 16% и превысил инфляцию. Средние цены предложения вторичных квартир в Москве за год выросли до 224 359 рублей за 1 кв. м. При этом расценки на квартиры в центре поднялись со значительным опережением инфляции. Так, в районе станций "Тверская", "Чеховская" и "Пушкинская" жилье подорожало на 48%, около "Спортивной" ? на 45%, около станции "Полянка" ? на 44%. Авторы исследования связывают это с тем, что в центре располагается главным образом элитное жилье.
- Люди вкладывали средства в покупку квартир, чтобы спасти сбережения от обесценивания, поэтому квартиры из-за ажиотажного спроса только дорожали в рублях. И именно поэтому продажа квартир выросла, а рынок аренды начал топтаться на месте, - пояснил Раевский.
Исключением стали районы двух станций метро - это "Улица Скобелевская", где средняя цена предложения по состоянию на декабрь 2014 года уменьшилась по сравнению с декабрем 2013-го на 3%, и "Бульвар Адмирала Ушакова", где она не изменилась, - то есть Бутово. Чем дальше квартиры находятся от центра столицы, тем медленнее они дорожают. На территории Подмосковья и "новой Москвы" "вторичка" подорожала на 6,1%, что выше средних показателей, но значительно ниже московских.
Средняя цена предложения вторичных квартир в Московской области и "новой Москве" в 2014 году выросла на 6,1%. Если в декабре 2013 года она равнялась 81 219 рублям за квадратный метр, то в декабре 2014-го - 86 145 рублям. Темпы роста цен, хотя и выше средних, далеко не самые высокие. Для сравнения: в Мурманске, который занял второе место по приросту цен, повышение составило 11% (по итогам 2014 года квадрат там стоит 45,1 тыс. рублей). В Калининграде цены выросли на 10,5% (58,9 тыс. рублей против 53,3 тыс. рублей годом ранее). Сильнее всего опустились цены в Ханты-Мансийске (-4,9%, до 71,9 тыс. рублей за 1 кв. м). Следом идут Амурская область, в которой цены опустились на 4,6% (до 56,4 тыс. рублей), и Волгоградская область (-3,6%, 45,8 тыс. рублей за 1 кв. 
ДОМА-КНИЖКИ НЕ СМОГЛИ ПРОДАТЬ ИЗ-ЗА АРЕНДАТОРОВ
Судьба домов-книжек на Новом Арбате, как рассказали "Известиям" в департаменте городского имущества, пока не определена. 13 февраля дома N 11 и N 15 были сняты с торгов - по информации тендерного комитета, потенциальных инвесторов отпугнула неопределенность с другими собственниками площадей. Как выяснили "Известия", только в доме N 11 сейчас 10 из 26 этажей заняты частными собственниками. Инвесторов отпугнули и проблемы с арендаторами, среди которых оказались Министерство внутренних дел (МВД) и Следственный комитет РФ, которые занимают помещения по договорам безвозмездного пользования. По словам экспертов, чтобы продать "книжки", городу придется самостоятельно разобраться с собственниками и арендаторами. 
Как писали "Известия", впервые о том, что три "книжки" - N 11, N 15 и N 21 - могут быть проданы под гостиницы, в апреле 2014 года сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Он говорил, что инвесторы должны будут переделать площади в отели - дополнительные гостиничные номера необходимы городу в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Дома N 11 и N 15, а также подвальные помещения (тоннель) дома N 21 были выставлены на продажу 8 декабря 2014 года за 5,4 млрд рублей. Заявочную кампанию позднее продлили, и торги должны были состояться 27 февраля. Но 13 февраля все три лота сняли с аукциона.
- В ходе информационной кампании, которая была организована столичными властями для сопровождения сделки, у потенциальных инвесторов возникают вопросы, связанные с порядком урегулирования отношений с собственниками площадей, - прокомментировали тогда ситуацию в пресс-службе тендерного комитета.
- Помимо правительства Москвы, там очень много других собственников, и если здание реконструировать под гостиницу, надо будет все согласовывать с ними, - рассказал "Известиям" представитель девелоперской компании, которая рассматривала возможность вложиться в одну из "книжек" и вела переговоры с московскими властями. - Кроме того, в доме N 11, например, среди долгосрочных арендаторов - силовые структуры по безвозмездным договорам. Как вы с ними вот так с ходу расторгнете договор? Это же силовики! А если они не пойдут на уступки? Я думаю, процесс не очень приятный будет. Сейчас мы уже отказались от участия. Мы рассчитывали на то, что в здании все же можно будет сделать офисы. Но правительство Москвы во что бы то ни стало хочет, чтобы там были гостиницы. Нам это неинтересно.
Как сказано в тендерной документации по дому N 11, договор безвозмездного пользования на помещение площадью 531 кв. м заключен до 2021 года с Управлением внутренних дел по Центральному округу Москвы. 423 кв. м передано до 2022 года по договору безвозмездного пользования Главному следственному управлению Следственного комитета РФ.
"Известия" направили запросы с ведомства по поводу их возможного переезда из "книжки". В пресс-службе московского управления МВД сообщили, что ответ будет готов через несколько дней. В СК не ответили на запрос.
Ранее чиновники говорили, что задачу по расселению арендаторов должен будет решить инвестор. Так, глава департамента городского имущества Владимир Ефимов отмечал, что будущий покупатель "решит вопрос" с другими частными собственниками.
В доме N 11, по информации "Известий", 10 этажей частично занимают коммерческие структуры на правах собственников.
Стилобатная часть (выдающиеся вперед два первых этажа), как писали "Известия", почти полностью принадлежит частным владельцам. К примеру, в доме N 11 стилобат (около 16 тыс. кв. м) принадлежит ООО "Пектопа" и ООО "Евромагазин". Всего, по информации "Известий", в здании около 20 тыс. кв. м находится в частной собственности. Город выставил на продажу свои 28 тыс. кв. м.
Представитель еще одной девелоперской компании, которая проявила интерес к проекту, считает, что город самостоятельно должен сначала разобраться с частными собственниками и арендаторами, а уже потом выставлять здания на торги.
- На рынок был выкинут слишком сырой продукт, - сказал он. - Неудивительно, что заявок не было. Я получил "смотровое" письмо, мы планировали с руководителем архитектурного департамента поехать - чтобы он походил по зданию, посмотрел, где можно номера расположить, высказал какую-нибудь идею. Но даже до этого не дошло. В комитете идею завернули быстро. Получается, где-то этаж полностью ваш, где-то - наполовину, а где-то - 200 м из 1 тыс. м. Если бы здание было выставлено полностью, пусть без стилобатов, думаю, что нашлись бы люди, которым это было бы интересно. Мы также будем изучать объект досконально, если город сам освободит здание.
Как рассказали "Известиям" в департаменте городского имущества, город еще не принял решение, будут ли в дальнейшем выставляться на торги дома-книжки на Новом Арбате. Также в департаменте отметили, что на торги по продаже помещений в домах N 11 и N 15 не было подано ни одной заявки.
- Задача по созданию гостиниц у города все равно остается, - добавили в департаменте. - Департамент городского имущества будет прорабатывать возможные механизмы.
Директор по корпоративным финансам RMG Арсений Даббах считает, что городу бессмысленно назначать новый аукцион по домам-книжкам, если он не разберется самостоятельно с собственниками.
- Не "вычистив" эту часть, нельзя будет ничего делать со всем объектом, - сказал эксперт.
По его словам, ситуация на рынке недвижимости меняется: цены падают, продавцы идут на смягчение условий, дают более длительную рассрочку по выплатам или "каникулы" по платежам.
- Очень много людей выезжает из офисов - меняют большие на маленькие, а маленькие - на работу в домашних условиях, - пояснил эксперт. - Некоторые компании банкротятся.
По словам экспертов, в нынешних экономических условиях городу легче уговорить собственников и арендаторов обменять или продать их площади, тем самым освободив здание от обременения и заинтересовав потенциальных инвесторов.

Поделиться:
Вернуться к списку
Обратная связь
Данные будут обработаны согласно Политике обработки персональных данных.